Весьма познавательное чтение от Александра Лебедева. На свои собственные средства внедряет полезные обществу проекты (многие не удается, причины читайте между строк и просто в строках его текстов).

Всяческие рекомендую его блог для постоянного чтения. Удобно через ридер. Открываете ридер, вводите адрес его блога http://alex-lebedev.livejournal.com/ , подписываетесь и получаете новые материалы.

Вот и сама статья:

Александр ЛебедевПообщались с журналом «Финанс» на московские темы: 

Александр Евгеньевич, насколько, на ваш взгляд, разумна структура московского бюджета? 

— Федеральный бюджет, конечно, разумнее. Он последние годы был профицитный, а московский всегда с дефицитом. Другое дело, что пару лет назад дефицит этот был относительно небольшой. А сейчас, полагаю, городские власти до 30% будут закрывать заимствованиями. Понятно, что в Москве большое выпадение доходов, которые собирались со строительного сектора, недвижимости и торговли, в том числе неорганизованной типа Измайловского рынка. Кризис по столице ударил серьезно. 
Однако Москва — заемщик, который дефолтов никогда не допускал. Можно спорить — надо ли столько занимать или лучше убрать из расходной части целый ряд, на мой взгляд, абсолютно бессмысленных вещей… 

Об этом хотелось бы поговорить подробнее… 

— Позвольте, я закончу мысль. Заимствования — вещь малоприятная, хотя допустимая в нормальной экономической модели. Вопрос в том, насколько эффективно используются эти деньги. Сомнения вызывают такие вещи, как зарубежные инвестиции, бессмысленные проекты вроде монорельса, дотирование московских средств массовой информации, расходы по поддержке малого бизнеса. Возьмите «Москву-Сити». Подготовка площадки, сети коммуникаций в течение 10 лет. Я, думаю, не ошибусь, предположив, что это стоило в районе $10 млрд. Дальше объект передается дружественным организациям. Например, Шалве Чигиринскому, ныне здравствующему в Лондоне, который рассказал нам драматическую историю о том, что, оказывается, его компания, которая имела бизнес на десятки миллиардов долларов в год, 50% передала супруге мэра. Бесплатно. Это все документально доказано в английском суде, и документы выложены в интернете, поскольку они были подписаны в присутствии юристов и нотариусов в Швейцарии… 

А зачем городу «Москва-Сити»?
 

— Мне кажется, он не нужен. Во всяком случае, его можно было вынести куда-нибудь подальше, и стоил бы он намного дешевле. Кроме того — парковок нет, добраться из-за пробок невозможно, в условиях нашей погоды (всего 60 солнечных дней в году) за окнами, начиная с 20 этажа висит серая хмурь.  Непонятно, каким видом можно наслаждаться из этого окна. Полусамоубийственным? 

И, наконец, цены. Госбанк типа ВТБ по $20 тыс. за квадратный метр может купить себе 20 этажей, а потом загнать туда бедных сотрудников. Но я ни на каких условиях — хоть бесплатно! — туда никогда не перееду. «Москва-Сити» — это сумасшедшие затраты. По сравнению с расходами на малый бизнес или даже на медиа… 

Нью-Йорк — огромный город, но мы его точно обогнали по расходной части. Это было еще в 2007 году. Но контроль за нью-йоркским бюджетом, безусловно, иной. Посмотрел бы я, как Майкл Блумберг заведет себе городской банк, внесет в его капитал бюджетные деньги и купит у жены участок. Это будет круто! 

Какова, на ваш взгляд, коррупционная емкость расходной части московского бюджета?
 

— Приведу смешной пример. Я потенциальный крупный заказчик наружной рекламы. В 2003 году — выборы, потом была масса социальных проектов: реклама «Новой газеты», борьба с игорными заведениями, с наркотиками. Я неоднократно обращался к рыночным структурам — у нас это полумонополия в лице News Outdoor Russia и Gallery — но мне отказывали. При этом есть закон о потребительском рынке. Я обычный потребитель. Вы частные компании. Так почему вы с меня деньги-то не берете? 

Одновременно с этим странным поведением комитет по рекламе предоставляет площади под видом социальной рекламы депутатам Александру Хинштейну и Владимиру Мединскому, которые выпустили коммерческие книжки — они их продают в магазинах. А почти бесплатная реклама за счет города помогает эти книжки продавать! Как вы думаете, есть здесь коррупционная составляющая? Это я не в связи с тем, что глава московского комитета по рекламе Владимир Макаров в СИЗО. Может быть, его там незаслуженно держат. Я вообще против того, чтобы за экономические преступления сразу же в тюрьму тащили. Но что-то здесь не то. Какая-то странная ситуация: у меня деньги не берут, а богатым депутатам отдают бесплатно наружную рекламу. 

Давайте от маленького примера перейдем к большому. Я по поводу $2 млрд контрабанды на Черкизовском рынке. Она что, контрабанда эта, сама туда приехала? Или в этом участвовали таможенники, городские власти? И что, об этом никто не знал все эти годы? Конечно, знал! 
Это примерно $7-10 млрд в год. Такая большая черная дыра. Это что, не коррупция? Сколько угодно можно говорить, что земля, на которой стоит рынок, частично федеральная. Федералы в городе слабенькие совсем, и городская власть либо с ними договаривается, либо просто не пускает. 
Когда закончилось строительство онкологического центра в Питере, я, окрыленный тем, что мне разрешили построить двенадцатиэтажное здание за свой счет, предложил Юрию Лужкову создать совместное предприятие: я вношу свои деньги, а город тратит $30 млн бюджетных денег, и дает мне право решить проблему пробок. Это небольшая сумма по сравнению с тем, что зашито в бюджете на вылетные магистрали, тоннели глубокого залегания и так далее. 

Московские чиновники меня высмеяли. Хотя, должен напомнить, что у меня есть частно-государственное партнерство с федеральным правительством — «Илюшин Финанс», куда я вложил $170 млн. И оно не просто работает — это компания, которая вытащила российский гражданский авиапром. У меня есть практика. Если я внес $170 млн в предприятие с федералами, то, может, и $30 млн на город найду? 
Написал федеральным властям, но мне ответили устно: «Мы тебе дадим негативный ответ: у нас нет прав на то, чтобы разрешить тебе инвестировать деньги в урегулирование транспортной проблемы города». 

То есть имеется какое-то разграничение, какая-то договоренность?
 

— Примеров, где в Москве есть крупная коммерческая тема и где были бы федералы, мы не найдем. 
Кстати, о вылетных магистралях. Смешной пример — в 60-65 млрд рублей оценивается магистраль, которая будет начинаться от Химок и упрется в Манеж, по ней можно будет ехать с огромной скоростью, в пять рядов, без светофоров и приехать прямо к Манежу. Не понимаю — дальше-то куда? В пробку? 
Мы же понимаем, почему Владимир Ресин говорит лишь об вылетных магистралях и тоннелях глубокого залегания. Потому что 1 км такого строительства стоит примерно столько же, сколько я хотел потратить на все логистические решения на поверхности. От электронных табло и реверсных полос движения на основных магистралях — утром больше полос в центр, вечером обратно — до выделенных полос для общественного транспорта. Плюс какие-то небольшие усовершенствования светофорного движения. Но если менять в комплексе систему светофоров — кстати, их будет больше, а не меньше — то, конечно, это будет дороже, чем я планировал… 

Но, наверное, порядок будет все же другой, не такой, как в расчетах московских властей?
 

— Другой, конечно! Все подсчитано — были попытки компаний Siemens и General Electric получить этот подряд. Логистические решения комплексной системы намного дешевле, чем выбрасывание денег якобы на развитие сети — подземной, надземной, эстакадной. А это как раз любит строительный комплекс города. 

А монорельс нам зачем? Я им один раз воспользовался — крайне неудобная и неэффективная вещь …
 

— Я тоже там катался. Он ни для чего не нужен. Это памятник инженерному гению нашего мэра. Он обошелся в сумму около $160 млн. И дотируют его на несколько млн долларов в год. 

Мне больше интересно, откуда они взяли 6 млрд рублей на ферму под Калугой, которую Юрий Лужков недавно показывал. Он рассказал, что сделал суперферму, объяснил, что коров не надо доить, не надо пускать их на мясо — это гуманно, нужно только забирать у них навоз для биоэнергетики. Так вот на этой ферме есть биостанция для навоза, молочная ферма, и что-то там еще в колбах выращивают зимой — то ли кукурузу, то ли картофель. Все это обошлось в 6 млрд рублей. И называется Новые Лужки. 

Это принадлежит Москве?
 

— Подозреваю, что да. Вряд ли Юрий Лужков это в личном плане сделал. Он же у нас бессребреник, у него же ничего нет. Так понимаю — это московский эксперимент. Оттуда вся продукция идет в сети городские или бедным домой — не знаю. Но мое картофельное хозяйство — самое большое в Европе — обошлось точно раза в два дешевле, чем эта экспериментальная история. Но я свои деньги вкладывал. 

Может быть, в этом дело?
 

— Может быть. 

Есть более дальние объекты для инвестирования. Я пытался найти примеры, когда мэр какого-нибудь города деньги своих налогоплательщиков тратил в другом городе и в чужой стране…
 

— Да уж. Аэропорт в Иваново, Крым. Паром Керчь-Тамань, который был куплен на Сахалине, перевезен на Черное море, сел на мель, а потом исчез. А после парома там должен был быть большой мост через Керченский пролив. По мосту должны были идти какие-то нефтепроводы, путепроводы, водопроводы… 

А почему не через Берингов пролив?
 

— Юрий Лужков хотел присоединить Крым к России. Это такой геополитический проект. У нашего мэра масса инвестиций за пределами Москвы. Есть у него, кстати, и серьезные авиационные активы. Имею в виду авиаперевозки, аэропорт Внуково. Он хоть и выгодный и вроде бы принадлежит городу, но доходы там остаются в той части, которая Москвой не контролируется. Как владелец нескольких компаний авиаперевозчиков, это хорошо знаю. 

Кстати о доходах. Если проанализировать бюджет, то доходы от недвижимости, которая принадлежит городу, почему-то небольшие.
 

— Они мизерные. На словах власти объясняют это социальным значением необходимости сдачи имущества в аренду какому-то очень нужному бизнесу, который важен для граждан. 

Я лично не знаком с бизнесменами, которые бы получали от города льготную аренду по цене 1 тыс. рублей за квадратный метр.
 

— Тоже таких не нашел. Вот пример из моей практики. У меня был банный комплекс на Севастопольском проспекте в подвале, который был арендован у частного собственника. А у городских властей была большая программа развития бань. Я обращался в мэрию с просьбой оказать поддержку этому социальному проекту — нужны были временные деньги для пополнения оборотных средств. Выяснилось, однако, что теоретически получить помощь могу, но она должна быть потрачена на основные фонды. Ремонт уже был сделан и оборудование куплено. Поэтому получил отказ, и банный комплекс пришлось закрыть. 

Каждый раз на любой вариант своего захода к ним ты получаешь какой-нибудь странный ответ. Думаю, что деньги в основном идут на разную наружную рекламу. Помните, весь город был билбордами завешен — «Приходите, и мы вам денег дадим, сколько хотите». Брошюры, листовки, реклама, какие-то семинары, популяризаторская работа — на это $150 млн и уходит. А живых предпринимателей, которые получили бы деньги, мы вряд ли найдем. Может, только в похоронных услугах каких-то… 

То есть вы с этими счастливцами тоже не знакомы…
 

— Нет, никогда не видел, хотя искал. Сам в виде такого предпринимателя пытался предстать. Но банный комплекс закрыл, хотя он работал почти четыре года. Расценки были очень невысокие, так как это не Сандуны, а социальный объект в спальном районе. Обычный малый бизнес. 

Какова, на ваш взгляд, величина теневого бизнеса в Москве?
 

— В организованной торговле, ритейле ничего теневого нет. Они платят налоги, хотя, конечно, это достаточно монополизированный сектор. Меня всегда удивляло: мы в поле отпускаем картошку по 6 рублей за килограмм, а в сетях московских, в зависимости от упаковки, расфасовки и мойки, вижу тот же килограмм уже по 70 или даже по 100 рублей. Что, перевозка на 200 км столько стоит? Какая-то здесь есть засада своя. Но тем не менее не могу назвать организованную торговлю теневым сектором. Неорганизованные рынки — другое дело. А Черкизовский из них самый одиозный, наверное. Хотя и по другим рынкам можно скорее всего сказать то же самое — просто хуже знаю ситуацию. 

Был огромный пласт — игорные заведения, которые существовали не без помощи отцов города. «Джек Пот» вообще был «экспериментальной городской программой» и создан распоряжением Юрия Лужкова. Я думаю, что, закрыв казино, мы избавились от огромного теневого сектора с наличными деньгами. С одной стороны при помощи «одноруких бандитов» у метро «обували» наиболее наивную часть горожан и приезжих, а с другой — была какая-то полуприблатненная публика плюс коррумпированные чиновники. 
В строительном секторе также гуляет огромный объем наличности и поэтому этот сегмент городской экономики также коррупционно содержателен. Кроме того, все сделки с недвижимостью обязательно имеют кэшевые компоненты — есть справка БТИ, а есть реальные расчеты сторон. 

Думаю, что совокупный объем теневого сектора в Москве составляет примерно $20-30 млрд. Есть сегмент, связанный с наркотиками и оружием, но не берусь его оценивать — это предмет заботы правоохранительных органов. 

Не совсем понимаю, зачем городу авиакомпания «Атлант-Союз». Она же банкрот. Как говорили в кинофильме «Операция «Ы»», все уже украдено до нас. Дескать, у меня все есть: летать могу лучше «Аэрофлота», Внуково лучше, чем Шереметьево, вылетные магистрали круче, чем в Японии, могу картофель в колбах зимой в полях выращивать, а еще у меня есть ТВЦ, которое меня жестко критикует, несколько газет и даже Андрей Караулов. 

Юрий Михайлович по существу — «красный директор», который в какой-то момент нашей истории поддерживал демократов, но быстро перевоспитался. Не удивлен, что в московском метро про Сталина надпись восстановили. Сталин же — это Чикатило в кубе. Просто Чекатило мы осудили и цену ему знаем, а вот Сталина — нет. И очень жаль. Но Юрий Лужков, видимо, считает, что Сталин -эффективный менеджер. 

В Москве много мигрантов. Хорошо это для бюджета города или нет? 

— Если мы сами не хотим подметать улицы, то что теперь делать? Постоянно говорится о том, что приезжие увеличивают преступность. Дескать, совершают преступления и уезжают. Но это вопрос к правоохранительным и регистрационным органам. 

У меня тоже есть проблема с гастарбайтерами. В Туле, где мы строим для себя, для своих сотрудников дома, область не успела получить квоту. При этом все знают, что строить, кроме таджиков, больше некому. И регулярно раз в месяц приезжает ФСБ с миграционной службой, сначала кладут таджиков лицом в грязь, а потом везут их в тюрьму. Судья приговаривает нас к штрафу, таджики возвращаются на стройку — уже с улыбкой: не страшно. Спрашивается — что делать? 

Увеличить квоту…
 

Квоту увеличить нельзя — это делается раз в году. И что теперь — не строить жилье? Тогда каким образом мы будем картофель выращивать? Непонятно. А без таджиков не обойтись — местные жители почти все умерли, только трактористы нам достались «зашитые». 

Так уж и все умерли…
 

— Так в нашей стране средняя продолжительность жизни у мужчин — 57 лет. Чудовищный показатель. А в некоторых регионах еще хуже. 

К тому же, если отъехать на 150-200 км в сторону Тулы, там вечером фонарей нет даже. Такое ощущение, что ты в Якутии. Или где-то между Индигиркой и Колымой. А с дороги лучше не сворачивать, так как назад не вернешься. И сколько бы мы там не мучились, построив суперсовременное хозяйство, мы не можем перестроить все дороги, все школы, все детские сады. Что можем — ремонтируем. А первое, что мы делаем — жилье. Чтобы к нам специалисты приезжали. А дома могут строить таджики. Больше некому. Так что смешно обсуждать, хорошо это или плохо. В первую очередь это от безысходности — они, может, не самые квалифицированные строители. Где-то китайцы строят, но тоже есть нарекания… 

А где-то турки…
 

— Турки очень избалованные стали. Они, к сожалению, повадились сметы искусственно завышать. 

Наверное, у нас научились…
 
— Больше не у кого. В Москве как-то принято было «вздувать» цены. Потому что это давало мыльный 
пузырь экономических результатов развития города. А на самом деле это иллюзия. Смешно говорить, что у нас строительство тянуло экономику. Все строилось для 5% населения. Цены — заоблачные. Если вы это уберете из ВВП, то получите более правильные показатели. Экономический рост вовсе не такой, как нам объясняли. 

А что касается отцов города, то недавно Юрий Лужков, заявил, что беспокоиться не следует — цены на недвижимость падать больше не будут. Вот о чем он заботится. О том, чтобы цены не падали. Чтобы «Интеко» не пострадало. И СУ-155, которое Владимиру Ресину принадлежит — все знают, что он реальный его владелец через офшор на Кипре. У них все на Кипре спрятано. Недалеко копать, если честно. Незамысловато все сделано. 

Какой-то есть «Дон-строй», который почти разорен. «Миракс» — тоже волшебная такая организация. Но что они построили? Каждый построил по 4-5 каких-то страшных домов, которые продали по $10-20 тыс. за квадрат. Что это за экономические достижения? При этом 90% жилого и нежилого фондов, сетей и коммуникаций города в ужасном состоянии. Туда никто не заглядывал 20 лет. 

Представьте, какое «наследство» достанется следующему мэру. Ему-то придется заглядывать во все эти аквапарки, Басманные рынки и исторические памятники, которые разрушались и падали на голову. И это на самом деле катастрофа. Надо было не «Москву-Сити» строить, а тратить деньги на ремонт, содержание и сохранение архитектурного облика города. Привести в порядок жилой и нежилой фонды вполне можно. Лифтовое хозяйство поменять. Вместо этого решили нажиться на незначительной части строительства в городе. Заодно уничтожив его архитектуру. Беда. 

Внимания также требуют канализация, водопровод…
 

— Сети, коммуникации, лифтовое хозяйство. По официальным данным Ростехнадзора 20% лифтов в жилых зданиях непригодны к эксплуатации — они просто опасны. Это 20 тысяч лифтов. Не говорю про нежилые здания — это отдельная тема. У нас на всю страну 1 млрд кв. метров «хрущоб» и из них 5-7% в Москве. 

Это огромное количество…
 

— Огромное. Но, по уму, все это можно делать. Было бы желание. А желания не было. Хотелось — «Москву-Сити», «Триумф Палас», «Алые паруса», «Золотые ключи». Элитное жилье для элиты. Помните, у нас были граждане, которые говорили, что бедным в Москве вообще нечего делать? Пусть, дескать, убираются — здесь живут только серьезные хлопцы. 

Помню, конечно.
 

Кстати, парень извинился. А вот тот, кто говорил «у кого нет миллиарда идите в …», теперь сидит в Макдоналдсе и говорит: «У кого нет миллиарда, идите в Макдоналдс». Сергея Полонского имею в виду. 

Я понял. Он просто слишком молодой, на мой взгляд…
 

— Не все проходят испытание деньгами. На него свалились огромные средства, и он вообразил, что является помесью Бенедикта Спинозы, Эммануила Канта, Марка Аврелия и Альберта Эйнштейна. Что так много уже сделал в жизни. На самом деле человек построил пару домов с помощью китайских архитекторов, где-то организовал какое-то структурное финансирование. И вдруг обнаружил себя в «Форбсе» с миллиардом долларов. То, что у него при этом миллиардный долг — он забыл. А тут все цены полетели… 

У меня есть один приятель, который купил у Полонского по $20 тыс. за квадрат какую-то квартиру. Теперь будет ждать 50 лет, когда она будет стоить эти деньги. 

Если она будет стоить…
 

— Если — вы правы. Думаю, с учетом того, что город в целом не очень пригоден для жизни, его сравнивать с Нью-Йорком, Лондоном, Парижем и Берлином пока не приходится. А Берлин намного дешевле, кстати. Везде — даже в самых дорогих районах.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!